Для обеспечения безопасности водителей и пассажиров современные транспортные средства кроме прочих устройств активной и пассивной безопаности оснащаются ремнями безопасности различных конструкций.
Ремень безопасности в автомобилях в первую очередь предназначены для удержания человека в кресле в случае чрезвычайных ситуаций – экстренное торможение, опрокидывание, столкновение и т.п. Конструктивно ремни безопасности для автотранспорта обычного назначения разнообразностью не отличаются. Традиционно, для водителя и пассажиров применяются трехточечные ремни безопасности, являющиеся разумным компромиссом между удобством использования и эффективностью.
Для автобусов, спецтехники, на дополнительных местах для пассажиров в легковых автомобилях часто применяются двухточечные ремни безопасности. Двухточечные ремни безопасности не требуют верхней точки крепления, что значительно упрощает конструкцию автомобиля. Двухточечные ремни безопасности менее эффективны чем трехточечные, т.к. предотвращают только выпадение пассажира из кресла, но не могут предотвратить опасный наклон верхней части тела человека о впереди расположенные предметы.
Эффективность ремня безопасности значительно снижается при неправильной регулировке лямок относительно туловища. Поясная лямка трехточечного ремня безопасности и единственная лямка двухточечного ремня всегда находится в нужном положении, требуется лишь ее регулировка по длине. Расположение верхней точки крепления диагональной лямки трехточечного ремня безопасности обуславливает ее правильное прохождение через плечо и грудную клетку. При размещении диагональной лямки в районе шеи, а также слишком низкое размещение в районе живота могут причинить серьезные травмы.
Регулировка ремня безопасности по длине ранее производилась вручную посредством специальных зажимов на лямке. Данное обстоятельство доставляло неудобства для водителей и пассажиров, ремни безопасности регулировали “с запасом”, что сказывалось на их эффективности в критических обстоятельствах. В более-менее современных автомобилях стали устанавливаться ремни безопасности с инерционной катушкой, автоматически поттягивающая ремень по размерам тела человека при его застегивании, а в случае резкого рывка ремень безопасности блокируется и предотвращает опасные перемещения человека.
Ремни безопасности на серийные машины устанавливаются в расчете на средний рост человека, автомобили последних лет выпуска оснащаются регулировкой верхней точки крепления ремня безопасности, но эта регулировка доступна лишь в незначительном диапазоне. Данным обстоятельством обуславливается различное расположение верхней точки крепления в автомобилях, ввезенных из других стран в обход официальных поставок на российский рынок – крепление ремня безопасности рассчитывается на средний рост жителей той страны, в которой автомобиль должен был эксплуатироваться.